Ход занятия.
Организация занятия. Дети сидят, свободно расположившись, на ковре.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие будет долгим, но, надеюсь, увлекательным. Так что, вам нужно будет запастись терпением, вниманием, смекалкой. Итак… вы хотите попутешествовать?
Основная часть.
Воспитатель. А отправимся мы в путешествие на чём? Выберете сами. А сначала отгадайте загадки.
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус). Слайд №1
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе,
А он держит их руками. (Троллейбус). Слайд №2
Этот конь не ест овса,
Вместо ног-два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только крепче правь рулём. (Велосипед). Слайд №3
Пьёт бензин, как молоко.
Может бегать далеко, возит грузы и людей.
Будь внимателен при ней! (Машина). Слайд №4
Как одним словом назвать всё то, о чём были загадки?
Дети. Транспорт.
Воспитатель. На каком из этих транспортных средств мы можем все вместе поехать в путешествие?
Дети. На автобусе, так как троллейбусы у нас не ходят, а в остальные мы не уместимся.
Воспитатель. Закройте все глазки. А теперь медленно их открываем. Где же мы с вами очутились?
Дети. Это сказка.
Воспитатель. А как вы узнали?
Дети. Потому что изображены герои из сказок. (Емеля, Старик Хоттабыч, Маленький Мук, Баба-Яга, богатырь). Слайд №5
Воспитатель. Да. Но не только сказочные персонажи. А ещё и сказочные виды транспорта. Так давайте найдём с вами, кто управляет всем этим транспортом. Слайд №6
(Дети находят сказочных героев и устанавливают их на свои места). Сегодня они будут гостями на нашем занятии.
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже знаем много видов транспортных средств. С каждым годом их становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. Но какой же вид транспорта появился первым?
Дидактическая игра «Что сначала, что потом? »
Предлагаю детям взять из коробки по одной иллюстрации (лошадь, повозка, старинный велосипед, первый автомобиль, мотоцикл, современный грузовой автомобиль и электропоезд, внимательно рассмотреть их и сказать, что изображено на них?
Задание: положите картинки по порядку: что сначала, что потом. Объясните, почему вы так думаете? Слайд №7
Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Слайд №8
Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли…. Как вы думаете, кто?
Дети. …
Воспитатель. Это были домашние животные. Слайд №9
Лошади, ослы, а в жарких странах слоны, верблюды, на севере – олени, собаки. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Когда колесо придумали, но не изобрели мотор, люди использовали силу животных – гужевой транспорт: ездили на телегах, каретах, санях. Гужевой происходит от слова гуж- кожаная петля- которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи. В зависимости от типа повозки различают колёсный и санный гужевой транспорт. Слайд №10
А мы с вами заведём сейчас свою машину. Физкультминутка.
Завели машину, (Крутят руль вправо и влево, произносят: «Ш-ш-ш»)
Накачали шину, («Насос»- наклоны вниз со звуком ш-ш-ш) .
Улыбнулись веселей (Улыбаются друг другу)
И поехали скорей. (Крутят руль, произнося звук: «ш-ш-ш».)
Вот как хорошо доехали!
Дидактическая игра «Найди сходства и отличия».
Предлагаю детям сравнить две картинки (лошадь, запряжённая в телегу, и автомобиль). Чем они похожи. А чем отличаются? Слайд №11
Дети. Животные передвигают грузы с помощью своей силы и питаются травой или сеном. Собаки- мясом, потому что они живые. Машины «питаются» по аналогии с живыми существами) бензином, углём, электричеством, и передвигаются с помощью двигателя). Они перевозят людей.
Ребята, как известно, все транспортные средства двигаются не сами по себе. Ими кто-то управляет.
Дидактическая игра «Все профессии важны».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким транспортом управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов. (Самолёт- отважный лётчик, корабль – смелый капитан и т. д.)
Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, лошадь). Слайд №12
Воспитатель. Как называют человека, который управляет лошадью?
Дети. ….
Воспитатель. Его называют возничий.
Мы с вами познакомились с гужевым транспортом. Он возник одним из первых. Но не зря люди сочиняли сказки. Как вы думаете, о чём они мечтали? Ковёр- что это в наши дни? А во что могли бы превратиться печка Емели и сапоги-скороходы?
А теперь давайте подумаем, на каком виде транспорта мы могли бы отправить наших гостей из деревни?
Дети. На машине, на автобусе, на лошади….
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам наклеить какой-нибудь транспорт из данных заготовок.
(У каждого ребёнка заготовки геометрических фигур: 3 круга, 2 квадрата, 2 прямоугольника) .
Скачать: Презентация по пдд для начальной школы